Некоммерческое партнерство

Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права

info@stavlegist.ru 8 (8652) 23-54-78
Вов, мне срочно надо заменить номер телефона тут на 8(8652)23-54-78

С помощью судебной психологической экспертизы (СПЭ) устанавливаются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности. СПЭ направлена на исследование непатологических явлений психики и проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Таким образом, объектом СПЭ является здоровая психика личности. 

Назначение судебно-психологической экспертизы целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы). Судебно-психологическая экспертиза проводится как по уголовным, так и по гражданским делам.

Психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего правонарушителя назначается в тех случаях, когда несовершеннолетний выявляет признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, и выделяется среди своих сверстников невысоким развитием интеллекта, примитивностью, совершает неадекватные поступки, подвержен влиянию со стороны окружающих; также его поведение в криминальной ситуации может не соответствовать преследуемым целям.

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

  •  Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются? 
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий? 
  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере он мог руководить своими действиями?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение в исследуемой ситуации? 

Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. Например: «Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?» В силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, а поэтому данный вопрос принципиально неразрешим.

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших по фактам, имеющим значение для правосудия. 

Психологическая экспертиза данного подвида определяет способность человека, ставшего свидетелем преступления или его жертвой, адекватно воспринимать обстоятельства преступления, оценивать и запоминать их, давать о них адекватные показания. На адекватность восприятия и переработки информации человеком, последующего восприятия влияют внешние и внутренние факторы, в числе которых экстремальность ситуации, внушаемость, зависимость, повышенная склонность к фантазированию, эмоциональная незрелость и др. 

Назначается в тех случаях, когда показания свидетеля (потерпевшего) вызывают сомнения в силу его малолетнего возраста, отставания в психическом развитии, недостаточного развития речи, а также в связи со сложными условиями восприятия событий, свидетелем которых был испытуемый. 

Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом:

  • Учитывая индивидуальные особенности зрения (или других органов чувств) и конкретные условия , в которых происходило событие (указать какое), был ли испытуемый в состоянии правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (конкретизировать)?
  • Учитывая психическое состояние лица в момент восприятия, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, запоминать их и давать о них правильные показания?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
  • Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
  • Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?

Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта-психолога. Вместе с тем, на основании проведенного исследования эксперт может дать ответ на вопрос: «Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие – против?»

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности.

Психологическая экспертиза данного подвида определяет способность потерпевшего понимать характер и значение сексуальных взаимоотношений в зависимости от возраста, уровня психического развития, социального интеллекта, полового самосознания, обстоятельств дела, способность несовершеннолетнего оказывать сопротивление сексуальному посягательству, а также уровни понимания противоправных действий виновного. 

Подобная экспертиза, как правило, назначается в тех случаях, когда жертва сексуального посягательства в исследуемой ситуации ведет себя пассивно, впоследствии не выявляет глубоких эмоциональных переживаний в связи с происшедшим. Также основаниями для назначения экспертизы могут служить сведения об отставании потерпевшей в психическом развитии, наличии у нее психического состояния (стресс, растерянность, фрустрация), которое могло существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации. Немаловажное влияние на поведение в экстремальных ситуациях оказывают индивидуально-психологические особенности человека (в частности, «тормозной» тип нервной системы, неуверенность в себе, высокий уровень эмоциональной чувствительности, тревожность, подверженность колебаниям настроения и т.д.), а также условия воспитания (авторитарный стиль воспитания либо гиперопека). 

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
  • Какие индивидуально-психологические особенности N могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  • Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то, каким образом? 

В тех случаях, когда жертве сексуального насилия менее 8 лет, вопрос о понимании характера и значения сексуальных действий не ставится ввиду однозначного непонимания детьми внутреннего содержания и значения взаимоотношений между полами (даже при наличии определенной информированности по этому вопросу). В таких случаях рекомендуется ставить вопросы о способности воспринимать, запоминать обстоятельства дела и давать о них правильные показания (сопутствующими будут вопросы о повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию). 

В последнее время наряду с экспертным исследованием потерпевшей по факту изнасилования в ряде случаев возникает необходимость в проведении экспертизы и в отношении обвиняемого (особенно, если он также несовершеннолетний, не имел до этого достаточного сексуального и социального опыта, выявлял признаки невысокого интеллектуального развития либо находился под влиянием группы, а сама потерпевшая выявляла признаки виктимного поведения). При назначении подобной экспертизы к тем вопросам, которые указаны в разделе «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних», следует добавить такой: «Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли несовершеннолетний в состоянии адекватно оценивать мотивы поведения потерпевшей и ее психическое состояние в исследуемый период?»

Судебно-психологическая экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний.

Психологическая экспертиза данного подвида назначается в тех случаях, когда правоохранительные органы располагают информацией о том, что правонарушению предшествовала конфликтная ситуация, что действия потерпевшего могли носить психо-травмирующий для обвиняемого характер, а действия обвиняемого являлись нехарактерными для него либо, с обыденной точки зрения, были преувеличенными, не соответствовали оскорблению, угрозе или иным действиям потерпевшего.

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Не находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Не находился ли он в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также обстоятельства дела, мог ли он в полной мере руководить своими действиями либо соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?

С помощью судебной психологической экспертизы (СПЭ) устанавливаются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности. СПЭ направлена на исследование непатологических явлений психики и проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Таким образом, объектом СПЭ является здоровая психика личности. 

Назначение судебно-психологической экспертизы целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы). Судебно-психологическая экспертиза проводится как по уголовным, так и по гражданским делам.

Психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего правонарушителя назначается в тех случаях, когда несовершеннолетний выявляет признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, и выделяется среди своих сверстников невысоким развитием интеллекта, примитивностью, совершает неадекватные поступки, подвержен влиянию со стороны окружающих; также его поведение в криминальной ситуации может не соответствовать преследуемым целям.

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

 Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются? 
Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий? 
Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере он мог руководить своими действиями?
Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение в исследуемой ситуации? 
Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. Например: «Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?» В силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, а поэтому данный вопрос принципиально неразрешим.

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших по фактам, имеющим значение для правосудия. 

Психологическая экспертиза данного подвида определяет способность человека, ставшего свидетелем преступления или его жертвой, адекватно воспринимать обстоятельства преступления, оценивать и запоминать их, давать о них адекватные показания. На адекватность восприятия и переработки информации человеком, последующего восприятия влияют внешние и внутренние факторы, в числе которых экстремальность ситуации, внушаемость, зависимость, повышенная склонность к фантазированию, эмоциональная незрелость и др. 

Назначается в тех случаях, когда показания свидетеля (потерпевшего) вызывают сомнения в силу его малолетнего возраста, отставания в психическом развитии, недостаточного развития речи, а также в связи со сложными условиями восприятия событий, свидетелем которых был испытуемый. 

Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом:

  • Учитывая индивидуальные особенности зрения (или других органов чувств) и конкретные условия , в которых происходило событие (указать какое), был ли испытуемый в состоянии правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (конкретизировать)?
  • Учитывая психическое состояние лица в момент восприятия, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, запоминать их и давать о них правильные показания?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
  • Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
  • Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?
  • Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта-психолога. Вместе с тем, на основании проведенного исследования эксперт может дать ответ на вопрос: «Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие – против?»

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности.

Психологическая экспертиза данного подвида определяет способность потерпевшего понимать характер и значение сексуальных взаимоотношений в зависимости от возраста, уровня психического развития, социального интеллекта, полового самосознания, обстоятельств дела, способность несовершеннолетнего оказывать сопротивление сексуальному посягательству, а также уровни понимания противоправных действий виновного. 

Подобная экспертиза, как правило, назначается в тех случаях, когда жертва сексуального посягательства в исследуемой ситуации ведет себя пассивно, впоследствии не выявляет глубоких эмоциональных переживаний в связи с происшедшим. Также основаниями для назначения экспертизы могут служить сведения об отставании потерпевшей в психическом развитии, наличии у нее психического состояния (стресс, растерянность, фрустрация), которое могло существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации. Немаловажное влияние на поведение в экстремальных ситуациях оказывают индивидуально-психологические особенности человека (в частности, «тормозной» тип нервной системы, неуверенность в себе, высокий уровень эмоциональной чувствительности, тревожность, подверженность колебаниям настроения и т.д.), а также условия воспитания (авторитарный стиль воспитания либо гиперопека). 

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
  • Какие индивидуально-психологические особенности N могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  • Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то, каким образом? 
  • В тех случаях, когда жертве сексуального насилия менее 8 лет, вопрос о понимании характера и значения сексуальных действий не ставится ввиду однозначного непонимания детьми внутреннего содержания и значения взаимоотношений между полами (даже при наличии определенной информированности по этому вопросу). В таких случаях рекомендуется ставить вопросы о способности воспринимать, запоминать обстоятельства дела и давать о них правильные показания (сопутствующими будут вопросы о повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию). 
  • В последнее время наряду с экспертным исследованием потерпевшей по факту изнасилования в ряде случаев возникает необходимость в проведении экспертизы и в отношении обвиняемого (особенно, если он также несовершеннолетний, не имел до этого достаточного сексуального и социального опыта, выявлял признаки невысокого интеллектуального развития либо находился под влиянием группы, а сама потерпевшая выявляла признаки виктимного поведения). При назначении подобной экспертизы к тем вопросам, которые указаны в разделе «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних», следует добавить такой: «Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли несовершеннолетний в состоянии адекватно оценивать мотивы поведения потерпевшей и ее психическое состояние в исследуемый период?»

Судебно-психологическая экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний.

Психологическая экспертиза данного подвида назначается в тех случаях, когда правоохранительные органы располагают информацией о том, что правонарушению предшествовала конфликтная ситуация, что действия потерпевшего могли носить психо-травмирующий для обвиняемого характер, а действия обвиняемого являлись нехарактерными для него либо, с обыденной точки зрения, были преувеличенными, не соответствовали оскорблению, угрозе или иным действиям потерпевшего.

На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Не находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Не находился ли он в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также обстоятельства дела, мог ли он в полной мере руководить своими действиями либо соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?

Судебно-психологическая экспертиза по делам об авариях на транспорте и на производстве.
Данная экспертиза назначается в тех случаях, когда следователь имеет основания полагать, что в момент аварии требования ситуации превышали индивидуально-психологические особенности человека и он находился в психическом состоянии, делавшем невозможным либо затруднительным выполнение профессиональных функций. 

Вопросы эксперту могут быть поставлены следующие:

  • Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
  • Был ли испытуемый способен, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее элементы), принять правильное решение и реализовать его?
  • Соответствует ли уровень сформированности профессиональных навыков у испытуемого требованиям конкретной ситуации?

Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности

Экспертиза направлена на выявление суицидальных факторов: состояние здоровья, экономические проблемы, «семейные катастрофы» и др. 

Особую роль может играть влияние эмоциональных нарушений, повышая риск суицидального поведения. 

Назначается в тех случаях, когда следствие (суд) располагает сведениями о том, что имело место доведение до самоубийства либо предполагается инсценировка самоубийства. 

Зачастую этот вид экспертизы проводится заочно (посмертная экспертиза). В этом заключается вся сложность исследования, т.к. невозможно непосредственно обследовать субъект, его индивидуальные свойства, мотивы. 

В случаях смерти в условиях неочевидности решаются в основном две экспертные задачи. Во-первых, исключение факта доведения до самоубийства и, во-вторых, установление мотива ухода из жизни (когда имеется вероятность преступления или несчастного случая). 

Вопросы эксперту могут быть поставлены в следующей форме:

  • Находился ли погибший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
  • Если погибший находился в предрасполагавшем к самоубийству состоянии в период, предшествовавший смерти, чем это состояние могло быть вызвано? 

Поскольку исследуются материалы, дающие косвенную информацию о человеке (записи, письма, рисунки погибшего, показания родных и близких, других свидетелей), очевидно, что степень доказательственного значения экспертного исследования будет зависеть от полноты представляемых на экспертизу материалов.

Судебно-психологическая экспертиза личности

Подобная экспертиза проводится в тех случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический портрет» обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его противоправных поступков (действий). 

Основной вопрос, который может быть поставлен на разрешение эксперта:

  • Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Судебно-психологическое исследование преступной группировки.
Проводится в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц (от двух и более человек) и обвиняемые дают противоречивые сведения о том, кто является лидером группировки. 

Вопрос на разрешение эксперта может быть поставлен следующий:

Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного деяния (конкретизировать), кто из них мог быть лидером преступной группировки? 
Решению данного вопроса должно предшествовать экспертное исследование каждого члена группировки.

Судебно-психологическое исследование фонограмм и видеозаписей (диагностика признаков оказания психического воздействия на конкретное лицо, группу лиц) 

Подобное исследование проводится в тех случаях, когда обвиняемый (-ые) утверждает (-ют), что свои показания, записанные на аудио или видеопленку, он (-и) давал (-ли) под влиянием допрашивающего либо иных лиц, присутствовавших при допросе или проведении иного следственного действия. 

Эксперту могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Имеются ли на аудио-, видеозаписи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
  • В каком эмоциональном состоянии находился испытуемый (допрашиваемый) в период допроса (проверки показаний на месте происшествия)?
  • Каким образом это эмоциональное состояние могло повлиять на показания испытуемого (допрашиваемого) в ходе следствия?
  • Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие против? 

Одновременно проводится психологическое обследования испытуемого. При этом решаются вопросы, указанные в разделе «Судебно-психологическая экспертиза личности», а также вопросы о психическом состоянии, в котором находился испытуемый в период допроса, и вопросы относительно повышенной склонности к фантазированию и повышенной внушаемости.

Психологическое экспертное исследование экстремистских материалов (в рамках комплексной психолого-лингвистической экспертизы) 

Исследование может быть проведено как по печатной продукции, письменным текстам (книгам, листовкам, плакатам и пр.), так и по аудио- видеозаписям (записям шествий, митингов, фильмов). Исследование может носить комплексный характер и проводиться с экспертом-лингвистом, который анализирует содержание текста и решает вопросы в пределах своей компетенции. 

В компетенции психолога находится рассмотрение ряда вопросов, раскрывающих наличие в представленных материалах признаков оказания психического воздействия на граждан в целях возбуждения у них ненависти и вражды в отношении представителей определенной нации, социальной, расовой, религиозной группы, а также в целях привлечения граждан к экстремистской деятельности, разного рода движений против представителей определенной нации, социальной, расовой, религиозной группы. 

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Имеются ли в представленном тексте (книге, листовке, плакате,… в фильме) признаки оказания психического воздействия на читателя (зрителя)?
  • Направлено ли данное психическое воздействие на формирование в сознании читателя (зрителя) негативного (отрицательного) образа определенной нации, социальной, религиозной группы?
  • Способно ли данное психическое воздействие вызвать у читателя, (зрителя) неприязненное отношение (недоверие, ненависть, презрение) к представителям определенной нации, социальной, религиозной группы?
  • Способно ли данное психическое воздействие вызвать у читателя (зрителя) желание осуществлять негативные действия (в том числе и агрессивные) против представителей определенной нации, социальной, религиозной группы? 
  • В ситуации, когда согласно материалам дела имеется уже совершившийся факт насилия (либо других действий) против какого-либо лица (группы лиц), и у следствия есть подозрение, что эти действия осуществлены по национальным, религиозным, социальным, расовым причинам, перед экспертом можно поставить следующие вопросы:
  • Являются ли действия группы (лица), совершенные в отношении конкретного лица (группы лиц), агрессивными?
  • Направлены ли данные действия на конкретное лицо (группу лиц), как на представителя (-ей) определенной нации, социальной, религиозной группы? 

Как показывает экспертная практика, в последнее время члены экстремистской группы, совершившие запланированный акт против лиц иной национальности, религиозной, расовой, социальной группы, на месте деяния оставляют своеобразные отчеты о характере своих действий (записки, листовки). Следствию надо обращать на это внимание, выявлять данные материалы и непременно представлять их экспертам для изучения.

Психологическая экспертиза в гражданском процессе

Судебно-психологическая экспертиза по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании

Задачей судебно-психологической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных участников процесса (ребенка, отца и матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта-психолога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом указанный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и всестороннее развитие его личности. 

Экспертом при этом решаются следующие вопросы:

  • Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношения между ними, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка (детей)?
  • Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей в воспитании ребенка (детей)?
  • Учитывая сложившиеся эмоциональные взаимосвязи матери (отца) и ребенка, условия ее (его) проживания, интересы ребенка, возможно ли увеличение сроков общения ребенка с матерью (отцом) в соответствии с предъявляемыми требованиями (…………) ?

Судебно-психологическая экспертиза по определению факта причинения морального вреда
Психологическая экспертиза данного подвида проводится в тех случаях, когда истец утверждает, что действиями ответчика ему нанесен моральный вред. Задача СПЭ заключается в установлении наличия морального вреда, т.е. негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в претерпевании последним физических и нравственных страданий. 

Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом: 

  • Имеются ли у испытуемого, а если имеются, то каковы индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний им действий и высказываний ответчика?
  • В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертного?
  • Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей подэкспертного, не нанесен ли ей ущерб?
  • Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, а если имеются, то в чем они выражаются?
  • Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика?

Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли.

Как правило, данная экспертиза проводится либо комплексно с экспертами-психиатрами в психиатрических больницах, либо после проведения психиатрической экспертизы, когда установлен факт вменяемости лица на момент заключения сделки. Психологическая экспертиза назначается в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое препятствовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий, либо тогда, когда есть утверждение, что сделка совершалась под влиянием тяжелых обстоятельств. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией. 

На разрешение эксперта вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

  • Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства заключения сделки (указать, какой), мог ли испытуемый в полной мере сознавать значение своих действий, их правовые и имущественные последствия?
  • В какой мере он мог руководить своими действиями? 
  • Свойственна ли испытуемому повышенная внушаемость? 
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? 

Не находился ли испытуемый в момент заключения сделки в психическом состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его способность понимать значение своих действий и руководить ими? 
Подготовка материалов на психологическую экспертизу.
Основным объектом психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта в ситуациях, имеющих юридическое значение. Поскольку психика недоступна непосредственному познанию, исследование ее правосудием проводится путем анализа действий и поступков, отражающих эту деятельность. 

Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников информации, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением адекватных методов. Материальные источники могут содержать информацию двух типов:

общие психологические сведения о субъекте;
сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный момент. 
Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках, реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация, прочее. 

В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, сведения о способе и орудиях преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической). 

Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, то следствие должно предоставлять ему максимально полную и объемную информацию. В связи с этим предоставляемые экспертам материалы дела должны быть надлежаще оформлены и содержать информацию как первого, так и второго типа. 

Объектами исследования также являются: заключения судебномедицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений потерпевшего, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если таковая установлена), особенностей орудия преступления, наличия у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебномедицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подозреваемого; протокол личного досмотра подозреваемого, фиксирующий дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты, печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности. К материалам, представленным в виде видеозаписи, предъявляются особые требования по качеству съемки:

желательно, чтобы видеокамера была установлена над плечом следователя, прямо перед испытуемым;
обзор видоискателя должен охватывать всю фигуру испытуемого либо, по возможности, должны быть видны голова в фас, плечи, руки;
хорошая резкость изображения, чтобы при работе можно было увеличивать изображение без потери его качества;
камера не должна устанавливаться против света (окна, яркого светильника). 
Для изучения эксперту должны представляться оригиналы, а не их черно-белые плохого качества копии, так как в психологии при оказании психического воздействия на человека могут играть существенную р&

Правила обработки персональных данных
Этот сайт использует «cookies». Условия обработки данных посетителей сайта см. в Политике конфиденциальности. Для подтверждения Вашего согласия на обработку данных нажмите "Принять".
Принять