Некоммерческое партнерство

Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права

info@stavlegist.ru 8 (8652) 23-54-78

Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) – род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании в целях установления механизма и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП), технического состояния транспортных средств (ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников по материалам дела и результатам исследования места происшествия, транспортных средств (их деталей, узлов, агрегатов, систем), следов на ТС, возможностей водителя и его действий, а также иных необходимых данных. 

Автотехническая экспертиза подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в автотехнической экспертизе выделяют следующие виды: 

  • экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; 
  • экспертиза технического состояния транспортных средств;
  • экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);
  • экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия; – экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости. 

Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Предметом экспертизы обстоятельств ДТП являются фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии дороги, её состоянии и профиле, режиме движения ТС до происшествия и т.д. 

Объект экспертизы обстоятельств ДТП – исходные данные об обстоятельствах ДТП, заданные в постановлении (определении) о назначении экспертизы, а также содержащиеся в материалах дела, не требующие правовой оценки. Указанные исходные данные должны быть оценены органом (лицом), назначающим экспертизу, по критериям оценки доказательств. Судебный эксперт делать это самостоятельно не вправе (юридическая оценка материалов дела, в том числе и показаний участников происшествия, к компетенции эксперта не относится).

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение эксперту, следующие: 

  • С какой скоростью двигалось транспортное средство (ТС) к моменту начала торможения?
  • Какая максимальная скорость движения ТС соответствует расстоянию общей видимости дороги в направлении движения данного ТС в заданных условиях ограниченной видимости в темное время суток?
  • С какой скоростью возможно движение ТС без потери его устойчивости на данном участке дороги?
  • На каком расстоянии от места дорожно-транспортного происшествия находилось ТС в заданный момент возникновения опасности для его движения?
  • Каков остановочный путь ТС в условиях места происшествия?
  • Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие (наезд на пешехода, столкновение и т.п.) путем применения торможения с заданного момента возникновения опасности для его движения?
  • Как согласно требованиям Правил дорожного движения должен был действовать водитель ТС в заданных обстоятельствах дорожнотранспортного происшествия?
  • Соответствовали ли действия водителя в заданной дорожной обстановке требованиям Правил дорожного движения?
  • Имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.)?

Подготовка материалов на экспертизу обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

При назначении автотехнической экспертизы данного вида в постановлении (определении) следует задать обстоятельства ДТП, подлежащие экспертному исследованию, включая фактические исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов:

  • состояние проезжей части дороги (ширина, тип покрытия, наличие и величина уклонов); 
  • расположение места происшествия – в населенном пункте или вне населенного пункта; 
  • в какое время суток произошло ДТП (в светлое или темное); 
  • освещение проезжей части в месте происшествия (естественное или искусственное);
  • тип и техническое состояние транспортного средства, его загруженность, год выпуска транспортного средства;
  • координаты места происшествия (наезда, столкновения и т.п.);
  • скорость движения пешехода;
  • расстояние, которое преодолел пешеход от проезжей части до места наезда в опасной зоне;
  • скорость движения транспортного средства (если она установлена следствием, судом); – величина замедления транспортного средства на соответствующем участке места происшествия (если она установлена следствием, судом);
  • длина следов, оставленных колесами транспортного средства, и их характер;
  • место расположения осколков стекол, осыпавшейся грязи и т.п.;
  • положение транспортных средств, потерпевших, предметов по отношению друг к другу на месте происшествия; 
  • имеющиеся данные о видимости и обзорности дороги с места водителя;
  • момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения (появление препятствия) и обязан был принять меры к предотвращению дорожно-транспортного происшествия, если этот момент установлен следствием, судом;
  • данные о том, применял ли водитель экстренное торможение, и если применял, какое расстояние прошло транспортное средство в заторможенном состоянии до момента наезда (столкновения) или после наезда на пешехода;
  • какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар по другому транспортному средству и т.п. 

Одновременно на экспертизу направляются материалы дела, в том числе следующие документы: 

  • протокол осмотра места ДТП, составленный на специальном бланке с заполнением всех граф. Все параметры должны быть указаны конкретно в градусах, процентах, промилле, замер которых производится специальными приборами; 
  • масштабная схема места ДТП, отображающая в плане все видимое на месте происшествия;
  • фотоснимки с места ДТП, выполненные в соответствии с требованиями судебной фотографии; справка по ДТП, составленная на специальном бланке с заполнением всех граф;
  • протокол осмотра транспорта, произведенного на месте ДТП или в кратчайший срок после него, с обязательным привлечением специалиста;
  • протоколы следственных экспериментов;
  • протокол восстановления дорожной обстановки в момент происшествия и схема к нему (протокол представляется в том случае, когда на месте ДТП не оставлено никаких следов, предметов и его участники скрылись с места происшествия);
  • другие материалы и протоколы, имеющие значение для производства судебной автотехнической экспертизы (протоколы показа отдельных обстоятельств на месте ДТП, протоколы допроса свидетелей, подозреваемых, потерпевших и др.);
  • заключения других видов экспертизы (судебно-медицинской, трасологической, металловедческой и др.), проведенных ранее.

В указанных документах должны содержаться все исходные данные, необходимые для производства экспертизы, как общие для всех уголовных дел данной категории (краткая фабула ДТП, дорожные условия, наличие следов транспортных средств, участвовавших в ДТП, конкретное расположение места наезда, освещенность, условия видимости, скорость движения транспортных средств и пешеходов, их техническое состояние, степень загруженности ТС, марка ТС и прицепов и т.д.), так и дополнительные, определенные конкретно для каждого случая, т.к. каждое конкретное ДТП имеет свои особенности. Чем полнее будут представлены исходные данные на экспертизу, тем полнее будет проведено экспертное исследование по поставленным вопросам. 

В большинстве случаев перед назначением автотехнической экспертизы обстоятельств дорожно-транспортного происшествия необходимо проведение следственных экспериментов, проверок показаний на месте и других процессуальных действий, позволяющих установить и задать в постановлении (определении) о назначении экспертизы соответствующие исходные данные, подлежащие экспертному исследованию при решении поставленных вопросов. Отдельные вопросы можно решить только после проведения экспертиз других видов автотехнической экспертизы, а также экспертиз, не относящихся к классу инженерно-транспортных.

Экспертиза технического состояния транспортных средств

Предметом экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП. 

Объекты экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные машины, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. 

По видам ТС объектами могут быть: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры, автомобили, трамваи, троллейбусы, тракторы, дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы и т.п. Не являются объектами исследования ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта. 

К основным задачам исследования технического состояния ТС относятся: установление технического состояния систем ТС до происшествия и на момент осмотра экспертом, технических причин возникновения обнаруженных неисправностей и оценка наличия их причинной связи с фактом происшествия, возможности и необходимых условий их обнаружения водителем. Решение этих задач в рамках процессуальных требований предусматривает сохранение состояния объекта исследования как вещественного доказательства до начала и в процессе исследования. 

Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом:

  • Находится ли рулевое управление ТС в работоспособном состоянии?
  • Находится ли рабочая тормозная система ТС в работоспособном состоянии?
  • Какова причина и время образования конкретной установленной неисправности ТС – до или в результате дорожно-транспортного происшествия?
  • Возможно ли было обнаружить конкретную неисправность ТС до дорожно-транспортного происшествия?
  • Как могла повлиять конкретная неисправность ТС на его управляемость?
  • Имеется ли причинная связь между обнаруженной технической неисправностью ТС и дорожно-транспортным происшествием?
  • Имелась ли у водителя ТС техническая возможность предотвратить ДТП (наезд, столкновение, потеря устойчивости и т.п.) при определенном техническом состоянии ТС, его отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП? 

Некоторые вопросы, связанные с установлением механизма разрушения металлических деталей ТС, можно решить только после решения соответствующих задач экспертизы изделий из металлов и сплавов.

Подготовка материалов на экспертизу технического состояния транспортных средств

Для проведения экспертного исследования работоспособности тормозных систем и рулевых управлений ТС необходимо предоставление для экспертного осмотра ТС в том состоянии, которое оно приобрело в процессе ДТП. Для ТС, у которых при визуальном осмотре не обнаружено значительных механических повреждений, может возникнуть необходимость в проведении ходовых испытаний с предоставлением соответствующих для этого условий. При вероятности снижения работоспособности или отказа какой-либо системы ТС может потребоваться использование стендов и аппаратуры, а также проведение поэлементной диагностики с заменой неисправных узлов и деталей на исправные. 

Для проведения экспертного исследования работоспособности рулевых механизмов ТС необходимо их предоставление в отсоединенном от ТС состоянии без рулевой сошки. 

Для решения вопросов о причине и времени возникновения неисправности указанной детали ТС необходимо предоставить данную деталь. При разрушении детали ТС и ее разъединении на две и более частей необходимо предоставить все части детали. 

Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожнотранспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика) – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. 

Предметом экспертизы следов на ТС и месте ДТП являются обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, людей, животных, иных материальных объектов. Объект экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в материалах дела. 

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертам, следующие: 

  • Каков механизм столкновения ТС?
  • Где находится место столкновения ТС?
  • Каково было взаимное расположение ТС в момент их столкновения?
  • Как располагались ТС в момент их столкновения относительно границ проезжей части? Находилось ли ТС в движении в момент столкновения либо было неподвижным?
  • Когда произошла разгерметизация шины (повреждение гибкого тормозного шланга) ТС – до или в результате дорожно-транспортного происшествия? Некоторые вопросы по установлению механизма ДТП возможно решить только после решения соответствующих задач металловедческой экспертизы, экспертизы лакокрасочных материалов, трасологической экспертизы и других видов экспертиз. 

Ряд вопросов, в числе которых следующие:

  • Каково было взаимное расположение пешехода и ТС в момент дорожно-транспортного происшествия?
  • Кто из указанных лиц управлял ТС в момент ДТП?
  • На каком месте находилось указанное лицо в момент ДТП? – можно решить только при проведении комплексного судебномедицинского и транспортно-трасологического исследования механизма ДТП. 

Подготовка материалов на экспертизу следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия

Для производства транспортно-трасологического диагностического исследования предоставляются: 

  • Транспортные средства или его детали в том виде, в котором они находились непосредственно после происшествия. При тщательном осмотре эксперт может обнаружить имеющиеся следы, описать и зафиксировать их, изучить их характер и механизм образования. В необходимых случаях эксперт выезжает для осмотра транспортных средств. При повреждении шины или гибкого тормозного шланга предоставляются шина в сборе или тормозной шланг в упаковке, опечатанные соответствующим образом. 
  • Материалы уголовного дела (протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы ДТП и другие документы). 
  • При необходимости масштабные фотографические снимки: панорамные (где зафиксирована общая картина места происшествия), обзорные (отображающие положение и состояние каждого транспортного средства, участвовавшего в происшествии), узловые (где представлены отдельные группы повреждений на транспортных средствах), детальные (с изображением отдельных повреждений и следов). 

В постановлении о назначении экспертизы должны быть сообщены дополнительные сведения: не подвергалось ли транспортное средство ремонту после происшествия, не подвергались ли выправлению имеющиеся на нем повреждения, не производилась ли его окраска, не возникли ли на нем какие-либо новые повреждения при его транспортировке или хранении после происшествия. 

При организации экспертного осмотра следователь (судья) должен предоставить эксперту (экспертам) соответствующие условия для возможности осмотра ТС со всех сторон, а также, при необходимости, для совмещения ТС. При невозможности предоставления ТС в указанном выше состоянии об этом необходимо указать в постановлении (определении) о назначении экспертизы. 

Возможность решения задач, связанных с установлением места столкновения ТС и их перемещения в процессе ДТП, во многом зависит от криминалистической информативности следов ДТП, зафиксированных в соответствующих документах (протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, схема к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия, протокол осмотра транспортного средства и др.). 

При назначении комплексной экспертизы (например, с судебномедицинскими экспертами) необходимо направить постановление (определение) о назначении экспертизы во все экспертные учреждения, которым поручается производство данной экспертизы.

Экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости

Предметом экспертизы транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости является установление фактических данных о техническом состоянии автомототранспортных средств (АМТС), наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений и событий. 

Объектами рассматриваемой экспертизы могут быть:

  • АМТС в целом, как сложное изделие, его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.п.; данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования. 

Основные задачи, решаемые в рамках проведения экспертизы транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости: 

  • определение стоимости восстановительного ремонта;
  • определение характера повреждений и способов их устранения;
  • определение величины утраты товарной стоимости в результате ДТП; 
  • проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам; 
  • определение стоимости годных остатков. 

Для решения указанных задач вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

  • Какие повреждения образовались на транспортном средстве в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия (умышленного повреждения, падения снега, другого события)?
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
  • Каков размер компенсации (стоимость ремонта с учетом износа ТС) за восстановление ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
  • Каков размер утраты товарной стоимости ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
  • Каков способ устранения выявленных на ТС повреждений, образовавшихся в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия (умышленного повреждения, падения снега, другого события)?
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.), исходя из повреждений, указанных в … (акте осмотра ТС, справке ГИБДД и т.д.)?
  • Каков размер компенсации (стоимость ремонта с учетом износа ТС) за восстановление ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.), исходя из повреждений, указанных в … (акте осмотра ТС, справке ГИБДД и т.д.)? 
  • Каков размер утраты товарной стоимости ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.), исходя из повреждений, указанных в … (акте осмотра ТС, справке ГИБДД и т.д.)?
  • Целесообразно ли проведение ремонта ТС?
  • Какова стоимость годных остатков ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?

Подготовка материалов на экспертизу транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости 

Для ответа на вопрос о стоимости восстановительного ремонта (остаточной стоимости) требуется представить на экспертный осмотр автотранспортное средство в невосстановленном после ДТП виде. Целесообразно представить при этом справку ГИБДД или другой документ, подтверждающий полученные при ДТП повреждения. Предъявляемые на экспертизу остатки АМТС должны однозначно идентифицироваться как принадлежащие поврежденному транспортному средству. 

Расчет утраты товарной стоимости может быть произведен для АМТС, находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения). 

В случае невозможности предоставления АМТС для экспертного осмотра расчеты могут быть проведены по документам, в частности, по составленному специалистами, проводившими независимую техническую экспертизу АМТС, с учетом определенных требований, акту осмотра ТС. Для этого необходимо представить эксперту калькуляции (сметы) стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС. В случае если ремонт АМТС уже выполнен, стоимость восстановительного ремонта может быть рассчитана по расценкам той ремонтной организации, которая выполняла ремонт. 

Для проведения экспертизы АМТС без экспертного осмотра (по материалам дела и документам) необходимо прямое указание об этом правоприменителя в постановлении (определении). В случае, если экспертный осмотр АМТС физически невозможен (в связи с продажей, утилизацией ТС и т.д.), также требуется разрешение органа, назначившего экспертизу, на производство экспертизы без осмотра ТС по предоставленным материалам дела.

Правила обработки персональных данных
Этот сайт использует «cookies». Условия обработки данных посетителей сайта см. в Политике конфиденциальности. Для подтверждения Вашего согласия на обработку данных нажмите "Принять".
Принять